Annotation
|
«Республика Эдзо» 2 — одно из темных пятен японской истории середины XIX в. Недолговеч‑
ное военно-политическое образование, возникшее на заключительном этапе гражданской войны Босин 3
1868–1869 гг., «Республика» успела обрасти множеством мифов и заблуждений, что можно объяснить как
недостатком документальных данных, так и малой изученностью в отечественной историографии уже име‑
ющихся документов по теме.
Эномото Такэаки, молодой и образованный вассал Токугава, в октябре 1868 г. восстал против репрес‑
сивных мер правительства Мэйдзи, против своего господина и увел своих людей на север, на остров Эдзо 4
.
На острове он организовал так называемую «Республику Эдзо», которая по факту являлась просто военной
администрацией, во главе которой встал он сам в должности со: сай — «главы». Распространённый взгляд
на это краткосрочное политическое образование как на «первой республику Азии» и попытку сецессии,
однако, едва ли можно назвать правомерным. Название «Республика» и «Президент» в отношении самого
Такэаки—явления поздние, а термин со: сай, который часто переводят как «президент», на деле имеет мно‑
жество значений, в том числе «глава» (например, должность министра флота в последние годы сёгуната
Токугава именовалась кайгун-со: сай, а министра армии—рикугун-со: сай). Вопрос о якобы первых демокра‑
тических выборах в Японии, по итогам которых Эномото Такэаки и занял пост со: сай, также является дис‑
куссионным. Речь здесь шла скорее о примере прямой воинской демократии (в выборах участвовали только
военные офицеры), которая скорее похожа на то, как казачий круг выбирал себе атамана.
Настоящие же причины того, почему группа разношерстных вассалов бывшего сёгуната Токугава,
покинув родные земли на 8 военных кораблях, прибыла на далекую окраину японского государства, остров
Эдзо, могут быть не совсем очевидны. Однако глубокое изучение документов, в частности послания лидера
«Республики» Эномото Такэаки, могут пролить свет на мотивацию восставших вассалов Токугава и помочь
нам избавиться от ряда штампов и заблуждений касательно феномена «Республики».
|