Annotation
|
Вопрос о положении женщин в Индии впервые возник в XIX в. вследствие британского завоевания субконтинента и так называемого Бенгальского Возрождения, появившегося на волне роста национального самосознания бенгальцев. Бенгалия стала первым индийским регионом, где началось обсуждение эмансипации женщин, причем в отличие от западной модели развития этого феномена в Индии ее
основателями были мужчины – представители новой элиты, получившие западное образование наряду
с традиционным и способствовавшие «пробуждению» индусских женщин высоких каст, где следование
установленным нормам и практикам было наиболее строгим. Вопрос о статусе индийских женщин поднимался и в мусульманской среде, где наряду с доступом к образованию остро стоял вопрос о соблюдении женщинами морально-этического кодекса — парды.
Процесс эмансипации разворачивался сверху — от элит и среднего класса бенгальских городов
к социальным низам. Ситуация изменилась лишь в 1970-х годах, когда уже независимую Индию охватил экономический кризис, вызвавший радикализацию молодого поколения, особенно среди студенток и преподавательниц. Активистки появившихся в те годы женских объединений участвовали в массовых демонстрациях против голода, коррупции, безработицы, вызванной введением новых технологий на текстильном производстве, где зачастую работали женщины.
На современном этапе возрождение феминизма в Индии вызвано подъемом этого движения
в странах Запада, прежде всего в США. Произошло заметное усиление позиций женщин в политической жизни, науке и культуре. Однако феминистское движение в этой стране пока носит спорадический характер и не отличается системным подходом, что обусловлено значительным разрывом в социальном развитии между жительницами городов и сельской местности, а также влиянием патриархальных установок в культурном коде индийского общества в целом.
|