Annotation
|
В Южной Азии зародились и процветали дхармические религиозно-философские воззрения —
индуизм, буддизм и джайнизм, которые в этнической экологии относят к экофильным (дружественным
по отношению к окружающей природной среде). Понимание природы как «живого существа», в отличие
от авраамических религий, еще на ранних исторических этапах обусловило своеобразие систем природопользования в Индии и их относительную социально-экологическую устойчивость. Начиная с культуры
«Серой расписной керамики», когда роль скотоводства снизилась, сельское хозяйство получило преимущественно растениеводческую направленность. В условиях аграрного перенаселения для избежания кризисов
необходимо было каким-то образом ограничить потребление природных ресурсов, особенно земельных.
Зародившиеся в недрах дхармических воззрений социальные и культурные институты как нельзя лучше
способствовали снижению нагрузки на природные системы жизнеобеспечения. Сословная иерархия варн,
законы Ману с правилом «рука ремесленника всегда чиста», развитие иерархичной кастовой структуры, сельской общины с системой взаимного обмена и др. институты можно рассматривать как ответ на социальноэкологический кризис в условиях многолюдного общества и относительного дефицита природных ресурсов в основных земледельческих районах Южной Азии. В статье прослеживаются особенности становления
и влияние традиционных индо-буддийских воззрений на хозяйственно-культурный уклад Южной Азии,
рассматриваются экологические функции культуры, в том числе сакрализация природных объектов. Многие из рассмотренных культурных феноменов находят подтверждение с позиций современной экологи
|