Annotation
|
«Туземные государства», которых в колониальной Индии насчитывалось около 600, позиционировались британской пропагандой как островки «азиатской дикости». При этом со стороны самих княжеских семей в той или иной степени четко прослеживалось стремление к западному образованию и заимствованию элементов европейской (в основном английской) культуры. Это объяснялось желанием убедить
белых сахибов в своей лояльности и прогрессивности, а также во многих случаях— искренним, особенно
у молодого поколения, интересом, результатом которого для одних стало просто «модничанье», для других — подлинное желание избавиться от средневековых пережитков.
Крупное княжество Бхопал, управлявшееся на протяжении столетия женщинами-мусульманками,
в своей внутренней политике, административной практике, атрибутах власти и придворной культуре следовало образцам эпохи Великих Моголов. Преданность вере и могольско-афганским традициям не мешала
бхопальским княгиням давать детям, наряду с каноническим мусульманским, европейское образование, для
чего, с согласия британских властей, нанимались учителя и гувернеры из Европы. При этом бхопальские
правительницы и их наследники пытались использовать свои знания о Европе, осуществляя в княжестве
серьезные нововведения в сфере образования (особенно женского), здравоохранения и даже «политической модернизации». Статья рассматривает различные проявления европейского влияния на Бхопал, как
носившие демонстрационно-декоративный характер, так и соответствовавшие модернистским течениям
в индийском исламе второй половины XIX — начала ХХ в.
|