Annotation
|
В любом религиозном течении условно можно выделить два направления — элитарное (также
используются термины «теоретическое» и «схоластическое») и простонародное. Последнее отличают высо-
кая приспособляемость и большая подверженность влиянию местного фольклора и верований. То есть
именно учение массовой направленности при взаимодействии с устоявшимися народными верованиями
ассимилируется и порождает явление, называемое религиозным синкретизмом. Народной религии свойственна
меньшая степень упорядоченности и большая степень эклектичности, а ритуал зачастую довлеет
над догматикой. Такая форма религии синкретична и имплицитна по своей природе, хотя в зависимости
от того, о какой религиозной системе идет речь, элитарное и народное направления могут иметь ряд осо-
бенностей. В случае Японии, где синто, буддизм и региональные верования формируют тесные синкре-
тические отношения, вопрос о разграничении «элитарного» и «народного» течения становится особенно
актуальным. Тем более что именно к этой эпохе относят становление буддизма в качестве общенародной
религии, а не только привилегии высших сословий. Общепринятого решения о рамках того, что попа-
дает под понятие массового или, как чаще его называют, народного буддизма тем не менее среди исследо-
вателей нет, что затрудняет его изучение. Вопрос, впрочем, неоднократно поднимается для обсуждения.
Цель данной статьи — показать разные взгляды японских, западных и отечественных исследова-
телей на основные проблемы классификации и попытаться выявить примерный охват понятия «народ-
ный буддизм» в религиоведении Японии. Для чего необходимо затронуть три важных аспекта: проблему
соотношения религиозного и магического в простонародном буддизме, а также религиозный ригоризм
и социальную стратификацию как важные факторы в разграничении элитарного и массового течений
буддизма в Японии.
|