Annotation
|
Feedback — феномен «обратной связи», многократно описанный для устной традиции: еще в 1982 г. немецкий этнолог Д. Хэниге отметил, что исследователи африканских традиционных культур все чаще и чаще встречаются с практикой, когда им пересказывают результаты полевых материалов их предшественников. Во всех подобных случаях информанты воспроизводили труды антропологов, но аутентичность зафиксированных в них традиций в целом не вызывает сомнений. С догонами дело обстоит иначе. Пример этого народа показывает, что феномен фидбэка может не только осложнять работу антропологов, но и способствовать росту этнического и национального самосознания. Мифы, заимствованные из антропологической литературы, начали проникать в деревенский фольклор с развитием туризма в 1990-х — 2000-х гг. При этом целенаправленное насаждение единой мифологии «по Гриолю» начало играть очень важную роль в развитии этнического и национального самосознания. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит фестивалям Огобанья. Таким образом, на примере догонов можно видеть своеобразный вариант формирования «вторичной» мифологии, основанной на феномене обратной связи. Насаждению этой идеологии пока что противостоят локальные предания и местный фольклор, сильно отличающиеся от внедряемого интеллектуалами «догонского миража», а также местные обычаи и ритуалы, подчас имеющие между собой мало общего. Лингвистическое и культурное разнообразие этно-социального организма догонов пока еще противостоит напору этих мифов, однако, возможно, недалек тот день, когда не только в Сангха, но и в Семари и Тинтан приезжим будут рассказывать о Номмо, Сириусе (sigu tolo или pô tolo), а мифология догонов действительно превратится в стройную, но искусственную систему.
|