Аннотация
|
Одна из наиболее характерных черт «Лалитавистары», относящейся к ранним памятникам буддийской агиографии (IV–IX вв. в санскритской и китайских версиях), — обилие «украшений», наполненность текста повторяющимися формулами, славословиями и шаблонизированными описательными фрагментами. Эти формульные фрагменты, тем не менее, сами по себе представляют интерес и подают сигналы исследователю об определенных процессах, свойственных буддийской культуре. Из такого рода текста могут состоять целые главы — так, главы II и XIII, будучи почти бессобытийными, наполнены лишь повторяющимися формулировками. Обе главы при этом весьма близки по композиции и смысловому наполнению отдельных частей. Они имеют в своей основе идентичную конструкцию, которая включает описание дворца и так называемые «побуждающие гатхи»: будущий Будда находится во дворце (в первом случае — на небесах, во втором — в столичном городе), к нему являются боги и побуждают его покинуть дворец, напоминая о его предназначении
и обо всех его подвигах в предыдущих рождениях. Описание дворца предельно шаблонизировано и однотипно, гатхи также построены по одинаковому принципу. Здесь конструкция «Лалитавистары» предлагает шаблон, на котором строится переход главного героя из одного состояния в другое, и этот переход предполагает как переход в буквальном смысле, перемещение, так и преображение в иной облик. Введение в состав сутры этих промежуточных глав связано с общей концепцией «Лалитавистары», согласно которой Будда представляет собой надмирное существо, лишь принявшее земной облик, действующее согласно идее локанувартаны — «подражанию обычаям мира». Таким образом, «оформительские» части житийного сочинения ставят его на определенное место в развитии буддизма.
|