Аннотация
|
Пакистанские философы инициировали общение с коллегами из СССР до двухстороннего мартовского соглашения 1961 г. по развитию двухсторонних экономических связей, за которым последовало развитие научно-технических и культурных контактов во 2-й половине 60-х гг. За два месяца до упомянутого соглашения Институтом философии АН СССР было получено приглашение принять участие в работе Пакистанского философского конгресса (11—14 января 1961, Карачи). Автору данной статьи посчастливилось быть членом делегации. Он делится своим личным опытом встреч с пакистанскими философами и интеллектуалами на Восьмом и Двенадцатом философских конгрессах (1965, Лахор), на праздновании 100-летнего юбилея знаменитого Восточного колледжа (Lahore Oriental College), на международных конференциях, конгрессах и форумах в Великобритании, Греции, Египте, Иране, Канаде, США, СССР... При этом выделены две фигуры: основатель Пакистанского философского конгресса, создатель всемирно известной многотомной энциклопедии исламской философии Мухаммад М. Шариф и сенатор Джавед Икбал, сын Мухаммада Икбала, получивший блестящее философское и правовое образование (Университет Кембриджа), член Верховного суда Пакистана, член Сената (Верхней палаты парламента Пакистана).
Особое место в статье уделено поэту-философу Мухаммаду Икбалу, который был и остается для
пакистанцев «духовным отцом». Значимость его проекта реконструкции религиозной мысли ислама позволяет считать его самым просвещенным мыслителем ХХ века, влияние идей которого сохранится и будет возрастать в трансформирующемся мире в целом и мусульманском в особеннос
|