Аннотация
|
Первая промышленная революция стала важнейшей переломной вехой в истории человеческого общества. Энергетической базой промышленного переворота стали паровые двигатели, которые внедрялись изначально в легкой промышленности. Переход от инструментального к машинному производству, от мануфактуры к фабрике начался в текстильной промышленности в конце XVIII в. в Англии.
Затем он распространился на другие отрасли легкой и машиностроительной промышленности, некоторые виды транспорта, где было технически возможно использование паровых двигателей. Вторая технологическая революция началась в последней четверти XIX в. почти одновременно в нескольких западных странах.
Энергетической основой перевооружения экономики явились электроэнергия и продукты нефтепереработки. Новые виды энергии позволили широко применять новые двигатели в автомобильном, авиационном, морском и некоторых других видах транспорта. Быстрее стало развиваться транспортное машиностроение.
В Японии первая промышленная и вторая технологическая революции имели свои особенности. Первая промышленная революция началась в этой стране на полвека позже, чем в странах классического капитализма. Более того, переоснащение национального хозяйства началось не с легкой промышленности, а с железнодорожного транспорта. Это стало возможным благодаря импорту железнодорожной техники и технологии из западных стран, в которых уже была создана развитая по тем временам машиностроительная промышленность.
Хронологически первая промышленная и вторая технологическая революции в Японии проходили одновременно. Они явились результатом курса правительства Мэйдзи на вестернизацию. Железнодорожное строительство пережило два этапа в своем развитии: от импорта иностранной техники и технологий к сборке и самостоятельного производства железнодорожной техники. В результате первой промышленной и второй технологической революций железнодорожный и морской транспорт достигли мирового уровня. Однако новые виды транспорта, имманентные второй технологической революции, отставали от него. Причиной явилась милитаризация экономики, которая при ограниченности финансовых средств привела к тому, что приоритет в государственной поддержке был отдан железнодорожному и морскому транспорту. Тем не менее созданный уровень транспортного развития позволил Японии в ходе уже третьей научно-технической революции стать одним из главных драйверов развития транспорта в мире.
|