Аннотация
|
Ко времени революции 1911 г. в Монголии и подписания Русско-Монгольского
соглашения
1912 г. буддисты Забайкалья прошли большой путь от кочевых, кошмовых молельных домов XVII в.
до образования развитой сети буддийских культурно-образовательных,
религиозных центров с обшир-
ными монастырскими комплексами. В начале ХХ в. крупные бурятские дацаны были обеспечены соб-
ственным штатом священнослужителей с устоявшейся культовой традицией, учебным процессом
согласно программам буддийских факультетов философии, тантры, медицины, астрологии, библиоте-
ками и книгопечатнями, ремесленными мастерскими, богатым и разнообразным внутренним убранством.
На рубеже XIX и XX вв., на срезе переломных исторических событий как для России, так и для
Монголии можно отметить ряд качественных изменений в состоянии буддийских монастырей россий-
ского Забайкалья. Пример деятельности лам Эгитуйского дацана в этот весьма любопытный историче-
ский период свидетельствует, с одной стороны, о постоянных и близких взаимосвязях бурят с единовер-
цами Монголии, Тибета, Китая, с другой стороны, о высокой степени самостоятельности бурятских буд-
дийских общин. Именно эти два фактора способствовали обретению одного из самых ценных сокровищ
буддистов всего мира — статуи Сандалового Будды (Зандан Жуу). Сама история перемещения Зандан
Жуу из восточной Индии через просторы Центральной Азии на восток Китая, а затем на север, в Рос-
сию, а именно удаленный Эгитуйский дацан в Еравнинском районе, представляет собой почти детек-
тив. Мы рассмотрим, каковы были предпосылки для новой локации знаменитой статуи в сибирской глу-
бинке. Изучение показательных аспектов из жизни и быта монастырей Восточной Сибири позволяет
получить более глубокое представление о состоянии буддизма в регионе и его международных связях
на рубеже XIX и ХХ столетий.
|