Статьи

Неформальные отношения в индийском обществе

Аннотация

DOI 10.31696/2618-7302-2022-3-098-111
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
старший научный сотрудник
Журнал
Раздел ЭКОНОМИКА И СОЦИУМ
Страницы 98 - 111
Аннотация Статья посвящена анализу неформальных отношений в индийском обществе с точки зрения сетевой теории и теории социального обмена и рассматривает структуры коллективной солидарности в процессе изменений, вызванных либерализацией и развитием рыночной экономики. Одной из наи- более известных неформальных систем отношений на основе коллективной лояльности является прак- тика джан-пехчан ( jān-pahchān, букв. «знакомство»). Ее распространение вызвано модернизацией обще- ства и преодолением кастовой детерминированности. Практики джугад ( jugād̟ ) и далали (dalālī) также вызывают к жизни структуры социального взаимодействия. Их появление продиктовано необходи- мостью решения жизненных проблем населением в условиях крайней стесненности в ресурсах, неэф- фективности и слабости формальных институтов. Ослабление родовых, религиозных, традиционных механизмов солидарности, а также коррумпированность легальных институтов вызывают к жизни кор- рупционные структуры (Mafia Rāj), где лояльность и соблюдение обязательств обеспечиваются с помо- щью угрозы насилия. Для анализа структур, основанных на групповой лояльности и неформальных отношениях, автор использует трехфакторный подход, рассматривая группы интересов в координатах «лояльность», «иерархия», «автономия», которые представляют внешние характеристики группы. Такие неформаль- ные отношения, как джан-пехчан, описываются через детерминанты «дружба», «взаимность», «доверие». Данные характеристики можно считать внутренними и субъективными.
Получено 30.03.2023
Дата публикации
Скачать PDF Скачать JATS