Аннотация
|
Статья посвящена анализу неформальных отношений в индийском обществе с точки зрения
сетевой теории и теории социального обмена и рассматривает структуры коллективной солидарности
в процессе изменений, вызванных либерализацией и развитием рыночной экономики. Одной из наи-
более известных неформальных систем отношений на основе коллективной лояльности является прак-
тика джан-пехчан ( jān-pahchān, букв. «знакомство»). Ее распространение вызвано модернизацией обще-
ства и преодолением кастовой детерминированности. Практики джугад ( jugād̟ ) и далали (dalālī) также
вызывают к жизни структуры социального взаимодействия. Их появление продиктовано необходи-
мостью решения жизненных проблем населением в условиях крайней стесненности в ресурсах, неэф-
фективности и слабости формальных институтов. Ослабление родовых, религиозных, традиционных
механизмов солидарности, а также коррумпированность легальных институтов вызывают к жизни кор-
рупционные структуры (Mafia Rāj), где лояльность и соблюдение обязательств обеспечиваются с помо-
щью угрозы насилия.
Для анализа структур, основанных на групповой лояльности и неформальных отношениях,
автор использует трехфакторный подход, рассматривая группы интересов в координатах «лояльность»,
«иерархия», «автономия», которые представляют внешние характеристики группы. Такие неформаль-
ные отношения, как джан-пехчан, описываются через детерминанты «дружба», «взаимность», «доверие».
Данные характеристики можно считать внутренними и субъективными.
|