Статьи

Социально-экономическая и культурная деятельность железнодорожных компаний Японии в ХХ столетии

Аннотация

DOI DOI: 10.31696/2618-7302-2022-3-092-097
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
ведущий научный сотрудник
Журнал
Раздел ЭКОНОМИКА И СОЦИУМ
Страницы 92 - 97
Аннотация Первая железная дорога Японии начала функционировать в 1872 г. К концу XIX в. основные железнодорожные линии были построены и находились в собственности государства и частных компа- ний. Милитаризация экономики Японии привела к тому, что в 1906–1907 гг. собственность большинства частных железнодорожных компаний была национализирована. Сфера деятельности оставшихся част- ных компаний крупных городов была ограничена территорией города и пригородами. Борьба за выжи- вание в условиях значительных ограничений привела эти компании к необходимости увеличения пасса- жирооборота. В этих целях они строили жилые кварталы и университеты в конце пригородных линий, крупные магазины, отели, рестораны в центре города на землях компании. Создавалось много учрежде- ний культурного и спортивного назначения: театров, картинных галерей, музеев, парков отдыха, спорт- площадок, тренировочных залов, стадионов. В результате к концу ХХ столетия деятельность некоторых крупных частных компаний настолько диверсифицировалась, что их уже трудно назвать чисто желез- нодорожными. Функции этих компаний, связанные с перевозками пассажиров, являются лишь видимой частью самой разнообразной побочной деятельности, которую ведут не столько материнские компа- нии, сколько их филиалы и дочерние компании. Что касается государственных железных дорог, то пер- вые серьезные попытки расширить их социально-экономическую и культурную деятельность относятся к концу 1960‑х — началу 1970‑х годов, когда законодательство было пересмотрено в сторону частичного снятия ограничений для «побочных» видов деятельности. Но только с приватизацией государственной корпорации «Кокутэцу» в 1986 г. культурная и социально-экономическая деятельность железнодорож- ных компаний получила полный размах. Частные и приватизированные компании дополняют госу- дарство в развитии культуры, спорта, туризма, экономики и быта японского общества. Обнаружилась взаимная заинтересованность железнодорожных компаний и государства в социально-экономическом и культурном развитии страны.
Получено 30.03.2023
Дата публикации
Скачать PDF Скачать JATS