Аннотация
|
Первая железная дорога Японии начала функционировать в 1872 г. К концу XIX в. основные
железнодорожные линии были построены и находились в собственности государства и частных компа-
ний. Милитаризация экономики Японии привела к тому, что в 1906–1907 гг. собственность большинства
частных железнодорожных компаний была национализирована. Сфера деятельности оставшихся част-
ных компаний крупных городов была ограничена территорией города и пригородами. Борьба за выжи-
вание в условиях значительных ограничений привела эти компании к необходимости увеличения пасса-
жирооборота. В этих целях они строили жилые кварталы и университеты в конце пригородных линий,
крупные магазины, отели, рестораны в центре города на землях компании. Создавалось много учрежде-
ний культурного и спортивного назначения: театров, картинных галерей, музеев, парков отдыха, спорт-
площадок, тренировочных залов, стадионов. В результате к концу ХХ столетия деятельность некоторых
крупных частных компаний настолько диверсифицировалась, что их уже трудно назвать чисто желез-
нодорожными. Функции этих компаний, связанные с перевозками пассажиров, являются лишь видимой
частью самой разнообразной побочной деятельности, которую ведут не столько материнские компа-
нии, сколько их филиалы и дочерние компании. Что касается государственных железных дорог, то пер-
вые серьезные попытки расширить их социально-экономическую
и культурную деятельность относятся
к концу 1960‑х — началу 1970‑х годов, когда законодательство было пересмотрено в сторону частичного
снятия ограничений для «побочных» видов деятельности. Но только с приватизацией государственной
корпорации «Кокутэцу» в 1986 г. культурная и социально-экономическая
деятельность железнодорож-
ных компаний получила полный размах. Частные и приватизированные компании дополняют госу-
дарство в развитии культуры, спорта, туризма, экономики и быта японского общества. Обнаружилась
взаимная заинтересованность железнодорожных компаний и государства в социально-экономическом
и культурном развитии страны.
|