Аннотация
|
В 1880-х гг. начинается политизация восточноевропейского еврейства. Явление шло в русле общественных настроений Российской империи, но также было и защитной реакцией еврейского населения на антисемитизм. Одной из форм еврейской политизации стало создание «Хибат-Цион», участие в котором приняли и религиозные деятели. При участии восточноевропейских палестинофилов в 1897г. учреждается Всемирная сионистская организация (ВСО). К Третьему конгрессу в 1899 г. в ВСО усиливаются секулярные тенденции, вследствие чего часть религиозных деятелей (среди которых был и 5-й Любавичский ребе) стремится обособиться в самостоятельный политический лагерь. В 1899 г. в результате заседания лидеров традиционного истеблишмента, созванного Шнеерсоном, было решено подготовить антисионистскую декларацию и начать проводить пропаганду традиционного иудаизма. В 1900 г. в Варшаве была выпущена антисионистская брошюра «Ор ла-Йешарим». Ортодоксальная риторика в «Ор ла Йешарим» строится на сатире: акцент делается на идеологических расхождениях религии и национализма. На общем фоне антисионистской риторики «Ор ла-Йешарим» выделяется письмо Шнеерсона. Помимо идеологии, Любавичский ребе также ссылается на конфликт интересов ортодоксии и сионистов в общине. В первое десятилетие ХХ в. ортодоксия модернизируется. Это выражается в политизации и новых формах общественной организации, одной из которых является партийность. Так в 1907г. в политическом дискурсе Российской империи появляется еврейская партия ортодоксии Кнессет Исраэль, поддержанная некоторыми раввинами, авторами «Ор ла-Йешарим». Тем не менее, часть ортодоксии, включая Шнеерсона, продолжала придерживаться принципа полного обособления. Таким образом, в статусе восточноевропейской еврейской ортодоксии в начале ХХв. есть определенная двойственность. С одной стороны, ортодоксы, в частности хасиды, пытаются предстать антимодернизационным лагерем, с другой, — методы ведения политической деятельности не характерны для традиционного общества, а продиктованы модернизацией.
|