Аннотация
|
На первый взгляд может показаться, что брачные отношения лежат сугубо в плоскости частной жизни, а исторические источники, их описывающие, неспособны много рассказать об устройстве еврейской общины, а тем более о взаимодействии общины с властью. Тем не менее понятие «матримониальные отношения» — широкое и многоаспектное. Данная статья посвящена матримониальным отношениям в сефардской общине юга Франции в эпоху Раннего Нового времени. Исследование построено по принципу case-study: в основу работы лег судебный процесс, прошедший во второй половине XVI в. в еврейской общине Авиньона, который на тот момент находился вместе с прилегающим в нему графством Венессен в составе Папской области и, таким образом, контролировался непосредственно папой. Разбирательство связано с человеком по имени Бондион Крескас, который захотел жениться на дочери женщины, с которой много лет тому назад прошел обряд халицы, и вызвал своим поступком сопротивление раввината. Исследование основано прежде всего на документах, написанных на иврите и содержащихся в до сих пор не дешифрованном рукописном сборнике из Собрания Д. Гинцбурга, хранящегося в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (Ф. 71. No 159). Проблематика дела включает несколько основных вопросов. К какой галахической традиции принадлежала еврейская община Авиньона? Какие процессы были характерны для социально-политической жизни евреев Авиньона в 1550-е гг.? На чем строились межобщинные связи Прованса с соседней Италией и Палестиной и распространение юрисдикции раввинов других земель на французские общины папских евреев? Как воспринимались цфатские мудрецы раввинами Италии и политической элитой авиньонского еврейства во второй половине XVI в.? И наконец, какие факторы были ключевыми при урегулировании брачно-семейной жизни евреев Прованса в Раннее Новое время?
|