Статьи

Классификаторы в языке ксингмул: к вопросу о пресловутой 282 факультативности

Аннотация

DOI 10.31696/2618-7302-2021-2-282-297
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
старший научный сотрудник
Журнал
Раздел ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Страницы 282 - 297
Аннотация В статье представлены результаты исследования классификаторов австроазиатского языка ксингмул. Используется корпус из 915 предложений, собранный в ходе полевой работы совместной российско-вьетнамской экспедиции 1979 г. по изучению языков народов Вьетнама. В статье делается попытка подвергнуть сомнению некоторые устойчивые представления о классификаторах в изолирующих языках Восточной и Юго-Восточной Азии, и прежде всего, представление о факультативности. Анализ использования классификаторов при имени в автономном употреблении и в именных группах с модификаторами разных типов позволяет сделать вывод, что классификаторы выполняют функцию детерминативов и выражают конкретно-референтный статус и значение единичности имени. Анализ случаев неиспользования классификаторов показывает, что классификатор отсутствует, когда конкретно-референтная форма имени не востребована или вообще невозможна. На этом основании делается вывод, что классификаторы не обладают свойством факультативности. Иначе говоря, в одних случаях классификатор обязателен, в других — его невозможно употребить по тем или иным причинам. Например, классификаторы не могут использоваться с именными группами, имеющими предикатный или родовой статус, а также если объект, обозначенный именной группой, не существует в реальном мире. Неупотребление классификаторов может быть связано с такими факторами как коммуникативная структура предложения, логико-коммуникативная структура дискурса и прагматический фактор выделенности. Есть примеры, когда эти факторы накладывают ограничения даже на употребление классификаторов в счетной конструкции. Предлагается проводить различие между собственно классификаторами, функция которых выражать конкретно-референтный статус и значение единичности имени, и языковыми единицами, «похожими» на классификаторы, функция которых образование слов с другим предметным значением. Высказывается также сомнение относительно устойчивого мнения, что классификаторы возникают как средство категоризации имен и отражают классификацию человеком объектов действительности по внешним видимым признакам.
Ключевые слова
Получено 03.10.2022
Дата публикации
Скачать JATS