Статьи

«Кто не видел Никко, не знает прекрасного»: дневники Василия Верещагина 197 как дополнительный источник для изучения его Японской серии

Аннотация

DOI 10.31696/2618-7302-2021-2-197-200
Авторы
Аффилиация: Журнал Вестник ИВ РАН
ответственный секретарь
Журнал
Раздел
Страницы 197 - 200
Аннотация Всемирно известный лидер русских художников-баталистов и «ориенталистов» Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) был не только живописцем и рисовальщиком, но и заядлым путешественником и визуальным журналистом Востока, освещавшим в своих путевых дневниках впечатления от посещения многих регионов Центральной Азии, Индии, Ближнего и Дальнего Востока. Последней поездкой художника было путешествие в Японию, совпавшее по времени с Русско-японской войной 1904 г., когда он погиб при взрыве боевого корабля «Петропавловск». Тем не менее известный и прославленный своими блестящими и антропологически точными изображениями людей, городов, поселений и сражений, Верещагин по-прежнему недооценен как автор очень точных и метких наблюдений, обнаруживаемых в его путевых дневниках и письмах. Заметки Верещагина о Японии, о повседневной жизни Токио и Киото, о его любви к японскому ландшафту, интересу к японским буддийским и синтоистским культам и несколько своеобразные отстраненные описания местных жителей и их обычаев до сих пор не изучались востоковедами столь глубоко и подробно, как они того заслуживают, хотя они и являются бесценным источником не только для антропологического и этнологического, но и для историко-психологического полей научных исследований. В статье, иллюстрированной репродукциями картин, принадлежащих к японскому корпусу работ В. В. Верещагина, автор стремится продемонстрировать, как визуальная информация, получаемая художником в процессе наблюдения, обрабатывается автором через ее вербализацию и делаются предположения о причинах выработки Верещагиным нового импрессионизирующего стиля.
Ключевые слова
Получено 03.10.2022
Дата публикации
Скачать JATS