Статьи

Новая книга по истории Хазарского каганата. Рецензия на книгу: Özcan A. T. Hazar kağanlığı ve etrafındaki dünya

Аннотация

DOI 10.31696/2618-7302-2020-4-307-312
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
научный сотрудник
Журнал
Раздел НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ//РЕЦЕНЗИИ
Страницы 307 - 312
Аннотация Данная публикация представляет собой рецензию на книгу турецкого исследователя Алтая Тайфуна Озджана «Хазарский каганат и внешний мир», увидевшую свет в 2019 г. (Özcan Altay Tayfun. Hazar kağanlığı ve etrafındaki dünya. İstanbul: Kronik Kitap, 2019. xvi, 380 s.) Ее выход в свет может считаться замечательным событием, поскольку работы по истории хазар в турецкой историографии довольно редки. Кроме этого, книга А. Т. Озджана заслуживает внимания еще и потому, что представляет собой попытку написания обобщающей работы по истории Хазарского каганата, каких к настоящему моменту времени имеется немного (труды Д. М. Данлопа, М. И. Артамонова, П. Б. Голдена, А. П. Новосельцева). Турецкий исследователь сосредоточил свое внимание преимущественно на событийной истории Хазарского каганата, выстроив соответствующим образом всю структуру книги. Читатель найдет в работе оригинальную попытку реконструкции хронологии и политической истории хазар в контексте взаимоотношений с сопредельными народами и странами. Попутно автор неизбежно затронул некоторые вопросы, имеющие к хазарам лишь косвенное отношение, что в том числе касается русов и венгров. Остается сожалеть, что автор книги не предпослал читателю ни историографического обзора, ни обзора источниковой базы. Перечень использованных автором работ очень значителен. Книга базируется преимущественно на переводах исторических источников, хорошо известных ранее. Автор в основном избегает дискуссий по тем или иным вопросам, выбирая ту или иную точку зрения на основе не всегда основательных критериев. Изложенные в книге взгляды на отдельные вопросы оригинальны и заслуживают внимания.
Для цитирования: Тишин В. В. Новая книга по истории Хазарского каганата. Рецензия на книгу: Özcan A. T. Hazar kağanlığı ve etrafındaki dünya. Вестник Института востоковедения РАН. 2020. № 4. С. 307–312. DOI: 10.31696/2618-7302-2020-4-307-312
Ключевые слова
Получено 20.01.2021
Дата публикации
Скачать DOC Скачать DOCX Скачать JATS
Статья

DOI: 10.31696/2618-7302-2020-4-307-312

НОВАЯ КНИГА ПО ИСТОРИИ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: ÖZCAN A. T. HAZAR KAĞANLIĞI VE ETRAFINDAKI DÜNYA

© 2020 В. В. Тишин[1]

Данная публикация представляет собой рецензию на книгу турецкого исследователя Алтая Тайфуна Озджана «Хазарский каганат и внешний мир», увидевшую свет в 2019 г. (Özcan Altay Tayfun. Hazar kağanlığı ve etrafındaki dünya. İstanbul: Kronik Kitap, 2019. xvi, 380 s.) Ее выход в свет может считаться замечательным событием, поскольку работы по истории хазар в турецкой историографии довольно редки. Кроме этого, книга А. Т. Озджана заслуживает внимания еще и потому, что представляет собой попытку написания обобщающей работы по истории Хазарского каганата, каких к настоящему моменту времени имеется немного (труды Д. М. Данлопа, М. И. Артамонова, П. Б. Голдена, А. П. Новосельцева). Турецкий исследователь сосредоточил свое внимание преимущественно на событийной истории Хазарского каганата, выстроив соответствующим образом всю структуру книги. Читатель найдет в работе оригинальную попытку реконструкции хронологии и политической истории хазар в контексте взаимоотношений с сопредельными народами и странами. Попутно автор неизбежно затронул некоторые вопросы, имеющие к хазарам лишь косвенное отношение, что в том числе касается русов и венгров. Остается сожалеть, что автор книги не предпослал читателю ни историографического обзора, ни обзора источниковой базы. Перечень использованных автором работ очень значителен. Книга базируется преимущественно на переводах исторических источников, хорошо известных ранее. Автор в основном избегает дискуссий по тем или иным вопросам, выбирая ту или иную точку зрения на основе не всегда основательных критериев. Изложенные в книге взгляды на отдельные вопросы оригинальны и заслуживают внимания.

Ключевые слова: хазары, Хазарский каганат, тюрки, историография, библиография.

Для цитирования: Тишин В. В. Новая книга по истории Хазарского каганата. Рецензия на книгу: Özcan A. T. Hazar kağanlığı ve etrafındaki dünya. Вестник Института востоковедения РАН. 2020. № 4. С. 307–312. DOI: 10.31696/2618-7302-2020-4-307-312

A NEW BOOK ON THE HISTORY OF KHAZAR QAGHANATE. REVIEW OF: ÖZCAN A. T. HAZAR KAĞANLIĞI VE ETRAFINDAKI DÜNYA

Vladimir V. Tishin

The paper is a review of the book by Turkish researcher Altay Tayfun Özcan ‘The Khazar Kaganate and the Outside World’, published in 2019 (Özcan A. T. Hazar kağanlığı ve etrafındaki dünya. İstanbul: Kronik Kitap, 2019. xvi, 380 s.). The publication can be considered a remarkable event, since in Turkish historiography works on the history of the Khazars are quite rare. In addition, the book of A. T. Özcan deserves attention because it represents an attempt to compile a generalizing work on the history of the Khazar Qaghanate, of which there are few to date (namely, works by D. M. Danlop, M. I. Artamonov, P. B. Golden, A. P. Novosel’tsev). The Turkish researcher focused his attention mainly on the event history of the Khazar Qaghanate, which determined the entire structure of the book. In the book the reader can find an original attempt to reconstruct the chronology and political history of the Khazars in the context of their relations with neighbouring peoples and states. The author also inevitably touches upon some issues that have only an indirect relationship to the Khazars, which also concerns the Rus and Hungarians. One should regret that the author did not provide either a historiographic survey or an overview of the source base for a book, though the bibliography used by the author is very significant. The book is based mainly on translations of historical sources, well known earlier. The author mostly avoids discussions of certain problems, choosing certain point of view based on sometimes not so sound criteria. The views on some issues presented in the book are original and deserve attention.

Keywords: Khazars, Khazar Qaghanate, Turks, historiography, bibliography.

For citation: Tishin V. V. A New Book on the History of Khazar Qaghanate. Review of: Özcan A. T. Hazar kağanlığı ve etrafındaki dünya. Vestnik Instituta vostokovedenija RAN. 2020. 4. Pp. 307–312. DOI: 10.31696/2618-7302-2020-4-307-312

На сегодняшний день, несмотря на более чем двухсотлетнюю историю изучения истории хазар, при довольно незначительно расширяющемся фонде источников, уже само его разнообразие и в то же время разрозненность фактов, по-прежнему оставляют огромное число неразрешенных вопросов [Голден, 2005; Golden, 2007]. При этом к таковым может быть причислен почти любой из вопросов истории хазар, начиная от происхождения и этнолингвистической атрибуции собственно носителей имени «хазар» (в узком смысле) и заканчивая рядом других, имеющих более частный характер, которые, к тому же, иногда соприкасаются с историей сопредельных регионов, по инерции цепляя новые проблемы. Попытки их решения не только неизбежно множат общую библиографию истории хазар, но и сами по себе развивают ответвления историографии отдельных проблем, превращаясь в собственные «истории изучения» тем, со временем все менее доступных для овладения ими «с наскока» и все более требующих глубокого погружения со стороны представителей конкретной научной специализации. Этот факт уже стал очевидным, и потому отрадно, что исследователи связанной с хазарами проблематики, объединенные общей конечной целью, нашли возможность кооперировать усилия, не закрываясь друг от друга в узких темах[2]. Между тем, наряду с коллективными трудами, предстающими наиболее продуктивным вариантом осуществления исследовательской работы ввиду специфики источниковой базы, не может не приветствоваться и опыт создания обобщающих работ по истории хазар, созданных усилиями одного исследователя.

В истории изучения каждой темы непременно появляется период, когда многочисленный накопившийся материал требует попытки обобщения. Конечно, приступающий к подобному опыту автор берет на себя большую ответственность и должен быть готов к критике, неизбежной хотя бы потому, что при столь разнообразном фонде источников от него трудно ожидать одинакового владения всем материалом, а в условиях узкой специализации, порождающей многочисленную библиографию на разных языках, трудно ожидать возможности не только ознакомиться с нею всей, но даже просто ее отследить.

В 2018 г. в издательстве “Kronik Kitap” увидела свет монография турецкого исследователя Алтая Тайфуна Озджана «Хазарский каганат и внешний[3] мир». До этого в Турции была известна работа другого исследователя, Османа Каратая «Хазары: иудейские тюрки, тюркские иудеи и другие» [Karatay, 2014], выдержавшая к настоящему времени уже пять изданий. Насколько нам известно, даже шла речь о возможности перевода этой книги на русский язык, однако решено было отказаться от этой идеи, поскольку русскоязычному читателю работа не давала ничего нового по сравнению с уже доступной литературой. Само это обстоятельство указывает на то, что в турецкой науке хазарская проблематика разработана недостаточно, и даже при наличии множества работ на иностранных языках широкая читательская аудитория испытывает потребность в появлении обобщающих работ, принадлежащих перу представителей национальной историографии. Другой пример — относительно недавно переведенная на турецкий язык знаменитая работа американского востоковеда П. Б. Голдена “Khazar Studies…” (первый том, собственно исследование), изданная еще в 1980 г. [Golden, 1980], и при этом не перевод, а именно сама работа вызвала отклик в виде рецензии С. Гёмеча [Gömeç, 2007] (правда, весьма неоднозначной, но это отдельная тема).

При первом знакомстве с книгой А.Т. Озджана становится понятно, что мы не должны искать в ней специального исследования вопросов этнической истории, социальной проблематики или лингвистики, — работа представляет собой изложение политической (событийной) истории Хазарского каганата.

Из Предисловия (Önsöz, s. xi–xiv) уже становится понятно, что автор намерен связать историю Хазарского каганата с тюркской историей. Сама работа является результатом продолжения авторских исследований на основе написанной им в 2004–2005 гг. квалификационной работы (Yüksek lisans Tezi) «Взаимоотношения Хазарского каганата и Византийской империи» (“Hazar kağanlığı — Bizans İmparatorluğu İlişkileri”).

Остается только сожалеть, что автор не предпослал основному содержанию работы какого-либо обзора источников и избежал историографического раздела. Во Введении (Giriş, s. 1–30) читателя сразу ожидает погружение в исторические события: здесь рассказывается о предыстории появления хазар. Эта часть представляет собой историю взаимоотношений Тюркского (Göktürk) каганата и Византийской империи вплоть до 599 г., описанную на основе исследовательской литературы и переводов источников. Как будет видно далее, этого принципа, даже выделяя главы, следуя строгой привязке к конкретному веку, автор будет придерживаться на протяжении всей работы. Мы позволим себе не останавливаться на названиях разделов, из которых состоит эта часть работы и на которые подразделены остальные главы.

Глава I «Хазары на заре истории» (I. Bölüm. Tarihin Şafağında Hazarlar: VII. Yüzyıl, s. 33–104) начинается с повествования о возникновении Тюркского каганата и его продвижении на запад. Собственно хазары резко появляются на страницах книги в разделах, посвященных военным действиям на Кавказе, где говорится об их участии в составе войск западных тюрков в Сасанидско-византийском противостоянии в 620-е гг. Таким образом, ответов на вопросы, кто такие хазары, откуда они взялись и что означает их название, мы здесь не найдем. Далее в главе рассказано о столкновениях хазар с арабами в 640-е — 650-е гг., затем о противостоянии хазар и булгар во второй половине 660-х — начале 670-х гг. и вновь о войнах хазар и арабов в 670-е — 690-е гг.

Работа обходит многие дискуссии, имеющиеся по ряду вопросов, для которых автор выбирает одно единственное решение. Это касается и хронологии, и идентификации каких-либо исторических персоналий или этнонимов. В этих ситуациях автор обходится пространными ссылками на специальную литературу, где обсуждаются те или иные вопросы.

Глава II называется «Хазарский каганат на пике истории: VIII век» (II. Bölüm. Tarihin Zirvesinde Hazar kağanlığı: VIII. Yüzyıl (s. 107–214). Здесь рассказывается о противостоянии хазар с византийцами в Крыму в VIII в., о войнах хазар с арабами на Кавказе, а также о династических браках хазар с этими двумя ведущими на тот момент силами Восточной Европы и Ближнего Востока, о хазарских гулямах при дворе ‘Аббāсидов. Для российского читателя был бы, вероятно, интересен взгляд автора на проблему интерпретации топонима «река с̣ак̣āлиба» (нахр ас̣-с̣ак̣āлиба), под которым он понимает Волгу, отказываясь видеть в ас̣-с̣ак̣āлиба славян (s. 181–182, dipnot 218, s. 183), что, наш взгляд, совершенно справедливо. Отдельно обсуждается автором книги вопрос о господстве хазар над славянскими племенами Поднепровья, установившемся, по его мнению, около 787 г., т. е. несколько раньше или чуть позже, чем произошел захват хазарами Дороса в Крыму (s. 211–214),

Глава III «Хазарский каганат на закате истории: от начала IX века до разрушения в 965 г.» (III. Bölüm. Tarihin Günbatımında Hazar kağanlığı: IX. Yüzyılın başından 965’teki yıkılışa (s. 217–340) охватывает довольно длительный хронологический отрезок. Глава начинается с краткого введения в историю русов-варягов, которых автор связывает с выходцами из Швеции (İsveç), активизировавшихся в первой половине IX в. и в Восточной Европе (s. 217–227). Далее рассказывается об основании в 830-х гг. крепости Саркел, притом что, по мнению автора, это было сделано самим хазарами, а не византийцами. Само же основание крепости было вызвано не необходимостью защититься от мадьяр, как иногда считается, а речь должна идти о создании пункта для размещения караван-сараев, как предложила в свое время С.А. Плетнева (s. 227–240). Далее несколько разделов посвящены противостоянию хазар русам, где автор, в общем, следует версии «Повести временных лет». Другой интереснейший эпизод — рассказ о миссии Константна (Кирилла) и религиозном диспуте у хазар, отнесенном автором к 860–861 гг. (s. 249–255). Значительное внимание уделено взаимоотношениям русов с византийцами и хазарами. При этом автор приходит к заключению, что пришедшие к власти в Киеве предводители русов Аскольд и Дир оставались данниками хазар (s. 248). Эта ситуация не изменилась до 885 г., когда Олег, приведший к покорности славянские племена полян, древлян, северян и радимичей, заставил их платить дань ему, а не хазарам. Любопытно, что самого Олега автор сравнивает с такими деятелями, как Мамай, Тимур и Эдиге, обладавшими реальной властью при марионеточных правителях-династах (s. 263). Другой значимой силой были надвигавшиеся с востока мадьяры, с которыми у хазар сложились дружественные отношения. Мигрировавшие под натиском печенегов на Дон, они стали союзниками хазар, что было скреплено династическим браком. Только в результате войн хазар с печенегами мадьяры в итоге вынуждены были уйти на запад в начале 880-х гг. Здесь автор в основном следует рассказу Константина Багрянородного. Остается обойденным вопрос о происхождении кабар и «гражданской войне», в ходе которой они вышли из-под власти хазар и присоединились к мадьярам. Отдельного внимания заслуживает экскурс в историю печенегов (s. 288–297). Части этого племени, теснимого, в свою очередь, с востока огузами, в результате противостояния, вошли в состав огузской конфедерации и именно с этого времени, не ранее конца IX в., можно говорить о существовании огузского подразделения бечене (s. 293). Именно с вторжения печенегов в 895 г. из-за Волги может отчитываться начало гибели Хазарского каганата.

В дальнейшем заслуживают внимания предпринятые автором попытки реконструкции панорамы международных отношений в Восточной Европе, позволяющие глубже понять ход постепенного упадка Хазарского каганата. Так, значительное место в книге уделено влиянию Саманидов на волжских булгар, отразившемуся, в частности, в нумизматических данных. Говоря о «внешнем мире» Хазарского каганата автор не обделяет вниманием взаимоотношения Византии с мадьярами и печенегами. Фактически сорок лет истории Хазарии, с 920-х по 960-е гг. выпадают из работы, что, конечно, связано с самими характером источников. Тем не менее заслуживает внимания раздел, посвященный падению Хазарского каганата, где автор показывает роль огузов, нанесших наиболее серьезный удар хазарам в 965 г., чья угроза вынудила кагана обратиться за помощью в Хорезм и согласиться принять ислам. Впоследствии союзник огузов, князь русов Святослав захватил хазарскую столицу Итиль, поставив точку в истории Хазарского каганата, затем разграбил входившие в его состав территории на Кавказе и Дону (s. 328–340). Никаких упоминаний хазар в источниках, известных после этой даты, автор больше не касается.

В заключении автор кратко суммирует итоги работы, останавливаясь на значении Хазарского каганата в контексте истории народов истории Восточной Европы и Кавказа (Sonuç, s. 341–345).

Специфика источниковой базы, представленная преимущественно «внешними» источниками, действительно не дает иных возможностей для реконструкции истории Хазарского каганата, кроме возможности составить более или менее полный очерк его событийной истории через призму взаимоотношений хазар с окружающими народами и странами. Известные тексты дают незначительные и зачастую противоречивые сведения о внутренней истории Хазарского каганата. Приходится сожалеть, что автор не изложил собственного взгляда на социальную и экономическую жизнь этого политического образования, по-видимому, представляя его как «классическое степное государство» (s. 343).

К основному содержанию книги приложен раздел «Хронология» (Kronoloji, s. 347–350), содержащий реестр основных событий с 552 по 965 гг. Далее следует список источников (Kaynaklar, s. 351–370), подразделенный на собственно источники (Kaynaklar, s. 351–355) и исследования (Araştırmalar, s. 356–370). Завершает книгу указатель (Dizin, s 371–380). Мы должны поблагодарить автора за хорошую библиографию, которой довольно богато снабжены отдельные сноски. Автор владеет литературой на турецком, английском, французском, немецком и русском языках.

Автору не удалось избежать некоторых исторических неточностей, к которым, например, относится упоминание «кагана Иосифа» (s. 327: Kağan Yusuf). Иосиф на самом деле был царем, а не каганом. Можно отметить и технические оплошности, как, например, написание фамилии венгерского исследователя Михая Добровича (Dobrovits Mihály) как Dubrovits (s. 12, 13, 358).

В целом следует сказать, что в книге представлен довольно полный обзор истории Хазарского каганата, с привязкой к избранной автором хронологии. Выбор автора в пользу той или иной трактовки спорных фактов не всегда ясен и бесспорен. Вместе с тем, некоторые моменты могут призвать и искушенного исследователя к продуктивным размышлениям. Все же книга А. Т. Öзджана должна рассматриваться, скорее, как работа, полезная для массового читателя, емко суммирующая данные источников и результаты последних исследований, сводя их в общую логическую канву. Впрочем, читатели, не владеющие турецким языком, едва ли что-то потеряют, не имея возможности ознакомиться с этой книгой.

Литература / References

Голден П. Достижения и перспективы хазарских исследований. Хазары. Редкол.: В. Я. Петрухин, В. Москович, А. М. Федорчук и др. Иерусалим, М., 2005. С. 27–68 [Golden P. Achievements and Perspectives in Khazar Studies. Khazars. Ed. by V. Ya. Petrukhin, V. Moskovich, A. M. Fedorchuk, et al. Jerusalem, Moscow, 2005. Pp. 27–68 (in Russian)].

Калинина Т. М., Флёров В. С., Петрухин В. Я. Хазария в кросскультурном пространстве: историческая география, крепостная архитектура, выбор веры. М., 2014 [Kalinina T. M., Flyorov V. S., Petrukhin V. Ya. Khazaria in Cross-Cultural Space: Historical Geography, Fortress Architecture, Choice of Faith. Moscow, 2014 (in Russian)].

Хазары: миф и история. Редкол.: А. К. Аликберов, Т. М. Калинина, Т. М. Мастюгина, В. В. Наумкин, Е. Э. Носенко-Штейн (ред.-сост.), В. Я. Петрухин (ред.-сост.), В. С.  Флёров, Р. Я. Эмануилов. Иерусалим, Москва, 2010 [Khazars: Myth and History. Ed. by A. K. Alikberov, T. M. Kalinina, T. M. Mastyugina, V. V. Naumkin, E. E. Nosenko-Stein (ed.-comp.), V. Ya. Petrukhin (ed.-comp.), V. S. Flyorov, R. Ya. Emanuilov. Jerusalem, Moscow, 2010 (in Russian)].

Balzer M. M. (ed.). Anthropology & Archeology of Eurasia. 2018a. 57.3: The Khazar Khanate Revisited.

Balzer M. M. (ed.). Anthropology & Archeology of Eurasia. 2018b. 57.4: The Khazar Khanate: Debates and Mysteries.

Golden P. B. Khazar Studies: An Historico-Philological Inquiry into the Origins of the Khazars. Vol. 1. Budapest, 1980.

Golden P. B. Khazar Studies: Achievements and Perspectives. The World of the Khazars. New Perspectives. Selected Papers from the Jerusalem 1999 International Khazar Colloquium hosted by the Ben Zvi Institute. Ed. by P. B. Golden, H. Ben-Shammai, A. Róna-Tas. Leiden, Boston, 2007. Pp. 7–57.

Gömeç S. Y. [Eleştiri] P. B. Golden, Hazar Çalışmaları, Çeviren E.Ç. Mızrak, Selenge Yayınları, Nu: 31, İstanbul 2006, 384 sayfa. Bilge Dergisi. 2007. Cilt: 13. Sayı: 50. S. 189–193.

Karatay O. Hazarlar: Yahudi Türkler, Türk Yahudiler ve Ötekiler. Ankara, 2014.

  1. Владимир Владимирович Тишин, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института востоковедения РАН, Москва; tihij-511@mail.ru

    Vladimir V. TISHIN, PhD (History), Research Fellow, Institute of Oriental Studies RAS, Moscow; tihij-511@mail.ru

    ORCID ID: 0000-0001-7344-0996

  2. Примером являются два международных коллоквиума, посвященных истории хазар, состоявшиеся в мае 1999 г. в Иерусалиме и в феврале 2002 г. в Москве, собравшие арабистов, тюркологов, иудаистов, византинистов, славяноведов, кавказоведов, археологов, специалистов по физической антропологии и др., а также прошедший следом в октябре 2002 г. в Харькове Международный историко-археологический симпозиум «Хазарское государство и проблемы историко-культурного развития народов Евразии», итогом которого стало издание первого выпуска «Хазарского альманаха», продолжающего выпускаться и сегодня. Наряду с ценнейшими изданиями указанных материалов, в качестве показательных можно отметить такие коллективные работы, как сборник «Хазары: Миф и история» [Хазары: миф и история, 2010], коллективную монографию «Хазария в кросскультурном пространстве…» [Калинина, Флёров, Петрухин, 2014], специальные выпуски журнала Anthropology & Archeology of Eurasia [Balzer, 2018a; 2018b].

  3. Слово “etrafındaki” точнее было бы перевести как «окружающий [его]», но в целях придания переводу литературного и более благозвучного облика мы предпочли слово «внешний».