Статьи
Далай-лама и наука. К 85-летию Далай-ламы
Аннотация
DOI | 10.31696/2618-7302-2020-4-149-161 | |
Авторы | ||
Журнал | ||
Раздел | Исторические науки и археология//ВОСТОЧНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ | |
Страницы | 149 - 161 | |
Аннотация | Статья приурочена к 85-летию Далай-ламы XIV Тензина Гьяцо и посвящена его вкладу в развитие диалога науки и духовности. Отмечаются основные вехи пути Далай-ламы по ознакомлению с наукой, итоги которого он подвел в монографии «Вселенная в одном атоме. Буддизм и наука на службе миру». В ней автор попытался объяснить, как можно выработать целостную картину мира, опираясь не только на науку, но и на духовность. Далай-лама уверен в необходимости диалога науки и буддизма. По его мнению, существует ряд положений, которые сближают науку и буддийскую философию, и это является хорошим базисом для такого диалога. Это нетеистических характер обоих, сходство их методов познания, а также единство цели, заключающейся в поисках истины. В монографии Далай-лама также поднимает важный вопрос: есть ли в науке место этике? Он дает положительный ответ и расширенно аргументирует его. В течение нескольких десятков лет Далай-лама активно предпринимает шаги, направленные на развитие диалога науки и духовности, на примере буддизма. В последние годы к этому процессу активно подключились российские ученые. По инициативе Далай-ламы были проведены две масштабные конференции в рамках программы «Фундаментальное знание: диалоги российских и буддийских ученых». По итогам этих встреч был организован совместный российско-буддийский исследовательский центр по изучению измененных состояний сознания на базе различных видов буддийской медитации, который расположен на юге Индии. | |
Для цитирования: | Шустова А. М. Далай-лама и наука. К 85-летию Далай-ламы. Вестник Института востоковедения РАН. 2020. № 4. С. 149–161. DOI: 10.31696/2618-7302-2020-4-149-161 | |
|
||
Получено | 20.01.2021 | |
Дата публикации | ||
Скачать DOC Скачать DOCX Скачать JATS | ||
Статья |
DOI: 10.31696/2618-7302-2020-4-149-161 ДАЛАЙ-ЛАМА И НАУКА. К 85-ЛЕТИЮ ДАЛАЙ-ЛАМЫ © 2020 А. М. Шустова[1] Статья приурочена к 85-летию Далай-ламы XIV Тензина Гьяцо и посвящена его вкладу в развитие диалога науки и духовности. Отмечаются основные вехи пути Далай-ламы по ознакомлению с наукой, итоги которого он подвел в монографии «Вселенная в одном атоме. Буддизм и наука на службе миру». В ней автор попытался объяснить, как можно выработать целостную картину мира, опираясь не только на науку, но и на духовность. Далай-лама уверен в необходимости диалога науки и буддизма. По его мнению, существует ряд положений, которые сближают науку и буддийскую философию, и это является хорошим базисом для такого диалога. Это нетеистических характер обоих, сходство их методов познания, а также единство цели, заключающейся в поисках истины. В монографии Далай-лама также поднимает важный вопрос: есть ли в науке место этике? Он дает положительный ответ и расширенно аргументирует его. В течение нескольких десятков лет Далай-лама активно предпринимает шаги, направленные на развитие диалога науки и духовности, на примере буддизма. В последние годы к этому процессу активно подключились российские ученые. По инициативе Далай-ламы были проведены две масштабные конференции в рамках программы «Фундаментальное знание: диалоги российских и буддийских ученых». По итогам этих встреч был организован совместный российско-буддийский исследовательский центр по изучению измененных состояний сознания на базе различных видов буддийской медитации, который расположен на юге Индии. Ключевые слова: Далай-лама, 85-летие Далай-ламы, буддизм, наука, диалог науки и духовности, наука и этика. Для цитирования: Шустова А. М. Далай-лама и наука. К 85-летию Далай-ламы. Вестник Института востоковедения РАН. 2020. № 4. С. 149–161. DOI: 10.31696/2618-7302-2020-4-149-161 THE DALAI LAMA AND ACADEMIC RESEARCH TO THE 85TH ANNIVERSARY OF THE 14TH DALAI LAMA Alla M. Shustova The article is dedicated for the 85th anniversary of His Holiness Dalai Lama the 14th Tenzin Gyatso and considers his contribution to establishing the dialogue between academic research and spirituality. It depicts main points of Dalai Lama’s way in science, the results of which he described in his book ‘The Universe in a Single Atom. How Science and Spirituality Can Serve Our World’. In this book His Holiness tried to explain the possibility of reaching a unified vision of the world, based not only on science but also on spirituality. Dalai Lama is sure of the necessity of the dialogue between science and Buddhism; he believes that there are certain points, where science and Buddhist philosophy come very close to each other, and may form a good base for such a dialogue. It is for example non-theistic character of both science and Buddhism, the similarity of their methods of cognition, along with the common goal of attaining the truth. Dalai Lama raises one important question: Should there be a place for ethics in science? Giving the positive answer, he then proves it expressly. For several decades Dalai Lama has been undertaking active efforts to facilitate the dialogue between science and spirituality. Recently Russian scholars have also joined this process. By Dalai Lama’s initiative two big conferences were held under the aegis of the program “Fundamental knowledge: dialogues of Russian and Buddhist scholars”. As a result of these meetings the joint Russian and Buddhist research center was organized in South India to study the altered states of conciseness, basing on various types of Buddhist meditation. Keywords: His Holiness Dalai Lama, Dalai Lama’s 85th anniversary, Buddhism, science, dialogue between science and spirituality, science and ethics. For citation: Shustova A. M. The Dalai Lama and Academic Research. To the 85th Anniversary of the 14th Dalai Lama. Vestnik Instituta vostokovedenija RAN. 2020. 4. Pp. 149–161. DOI: 10.31696/2618-7302-2020-4-149-161 6 июля 2020 г. Далай-ламе XIV Тензину Гьяцо исполнилось 85 лет. Он являет собой пример религиозного лидера, отличающегося необычайной открытостью, готовностью к диалогу с совершенно различными и порой далекими от религиозной сферы людьми. Влияние Далай-ламы в современном обществе достаточно велико, его общественная деятельность уже оставила заметный след в культуре. Но следует обратить особое внимание на одну из удивительных сторон его многогранной личности, а именно — на его неустанное внимание к науке. Далай-лама вырос в стране, долгие годы остававшейся закрытой и вплоть до начала ХХ в. не знавшей благ цивилизации, обретенных благодаря прогрессу науки. Он получил сугубо религиозное образование, подобающее высокому ламе-перерожденцу. Тем не менее по его признанию, он с детства стал проявлять интерес к устройству механизмов и естественнонаучным опытам. Знакомство с наукой у Далай-ламы началось с разбора и собирания механических часов, с наладки кинопроектора и ремонта автомобиля, а закончилось серьезным погружением в теоретические вопросы фундаментальной науки. После бегства из Тибета в 1959 г. и обретения нового дома в Индии Далай-лама получил возможность выезжать в страны Запада, стал встречаться с учеными самых разных отраслей знания. Наибольший вклад в его научное образование, по его признанию, внесли такие исследователи, как физик и философ Карл фон Вайцзеккер (Carl Friedrich von Weizsäcker; 1912–2007), физик Дэвид Бом (David Joseph Bohm; 1917–1992), философ Карл Поппер (Karl Raimund Popper; 1902–1994), чилийский нейрофизиолог Франциско Варела (Francisco Javier Varela García, 1946–2001). Далай-лама также отмечает, что в развитии его интереса к науке определенную роль сыграл премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, с которым он первый раз встретился в 1956 г. По мнению Далай-ламы, у Неру был научный склад ума. Неру познакомил его со своим видением будущего Индии, которую он представлял как индустриальную и технологически развитую страну. Это произвело на Далай-ламу глубокое впечатление, так как его страна, Тибет, в те годы не имела и даже не предполагала подобную программу будущего развития. В Индии Далай-лама встретился с членами Теософского общества, одной из задач которого был поиск путей объединения науки и духовности. Теософы продвигали идею синтеза всего знания, и эта идея также была воспринята Далай-ламой как важная и требующая дальнейшего осмысления. Таким образом, Далай-лама с молодых лет находился в двух информационных потоках. С одной стороны, это были ортодоксальные буддийские тексты, ритуалы и наставления буддийских учителей, с другой стороны, — мир западной науки и технологий, которые бурно развивались и постепенно проникали в страны Востока в ХХ в. Пытливый ум Далай-ламы захватило множество вопросов, связанных с проблемой взаимоотношений науки и духовности, над которыми он продолжает думать до сих пор. Плодом его многолетних размышлений стал труд «Вселенная в одном атоме. Буддизм и наука на службе миру» (“The Universe in a Single Atom How Science and Spirituality Can Serve Our World”) [Далай-лама, 2018]. Название книги представляет собой парафраз строфы из буддийского текста Аватамсака-сутра: «В каждом атоме Вселенной заключены мириады миров». В монографии автор попытался объяснить, как можно выработать целостную картину мира, опираясь не только на науку, но и на духовность. С точки зрения буддийской философии он проанализировал некоторые положения наиболее близких ему наук: квантовой физики, космологии, биологии, генетики, нейрофизиологии, а также истории, философии, этики и методологии науки — отраслей научного знания, где, по мнению Далай-ламы, можно найти много точек соприкосновения с философией буддизма. Важным тезисом монографии является не только уверенность Далай-ламы в необходимости диалога науки с буддизмом, но и в существовании условий для их плодотворного сотрудничества в познании природы мира и человека. Происходивший ранее диалог науки и духовной традиции, представленный, в основном, христианством, со стороны науки во многом был направлен на критику религии. Религиозные же лидеры особенно не стремились к активным контактам с учеными и предпочитали оставаться в стороне от научной полемики. С бурным развитием науки в ХХ в. диалог хотя и был активизирован, но не в достаточной мере. Буддизм включился в этот процесс относительно недавно, так как непосредственный контакт его представителей с научным миром долгое время отсутствовал. Именно Далай-лама стал инициатором проекта оживления диалога между наукой и духовностью. В 1987 г. он организовал первую конференцию под названием «Ум и жизнь», в работе которой приняли участие видные ученые и буддийские мыслители. С тех пор такие конференции проводятся на регулярной основе раз в два года, а сам проект перерос в Институт «Ум и жизнь» (“Mind and Life Institute”). Деятельность этого Института позволяет обмениваться знанием и опытом ученым и буддийским мыслителям по различным вопросам понимания мира и природы человека, делая упор на его эмоции, ум и сознание. Буддизм занимает особую позицию в вопросе развития взаимодействия с наукой. В отличие от авраамических религий, характерной чертой буддийского учения является постулат об отсутствии бога как творца и управителя мира. Нетеистический характер буддизма сближает его с принципиально нетеистической позицией науки. Ссылаясь на буддийского философа IV в. Асангу, Далай-лама пишет, что «происхождение мира следует понимать в терминах бесконечной цепи причинности, без необходимости постулировать наличие некоего запредельного или предшествующего разума» [Далай-лама, 2018, с. 117] и заключает, что «буддизм и наука разделяют фундаментальное нежелание постулировать наличие запредельного существа в качестве творца всех вещей. Это и неудивительно, поскольку обе эти системы являются в своей философской основе нетеистическими» [Далай-лама, 2018, с. 118]. Несостоятельность теистического подхода в буддийской космологии основывается на одной из самых важных доктрин буддийской философии — теории пустотности, обоснованной в трудах Нагарджуны (II–III вв. н. э.). Исследователь нагарджунизма российский буддолог В. П. Андросов пишет: «Главная религиозно-философская доктрина Нагарджуны — щуньявада (учение о пустоте), сущностью которой является особое отношение к природе реального. По его мнению, нет ничего, что было бы необусловленным, т. е. подлинно-реальным. Абсолютное господство закона взаимозависимого происхождения (пратитья-самутпада) в окружающем нас мире означает несуществование этого мира» [Андросов, 2018, с. 8]. Конечно, «несуществование» надо понимать в философском смысле: согласно доктрине пустотности, нет ничего самосущего, все в этом мире обусловлено, взаимозависимо, следовательно, все вещи, с этой точки зрения, пустотны и любое качество любой вещи существует благодаря бесконечной цепи взаимозависимостей. Согласно буддийской точке зрения, отсюда следует, что окружающий мир в философском смысле пуст. Следовательно, в этой системе нет и места богу, как самосущей единице. Следующим важным моментом для сближения позиций науки и буддизма является, по мнению Далай-ламы, сходство их методов познания. Это касается эмпирического опыта, а также построения логических умозаключений. Философия буддизма содержит принцип, согласно которому любой объект должен исследоваться в соответствии с его природой. Так, согласно буддизму, изучение объектов видимого мира должно происходить средствами эмпирического наблюдения и опыта. Но такой способ познания присущ и науке, в которой широко применяются эмпирические наблюдения, количественный анализ и воспроизводимый эксперимент. Если же объект исследования находится в умозрительной области, то в буддизме его познание происходит посредством логических умозаключений. Но подобным же образом происходят рассуждения и в науке, когда дело касается ментальных категорий. Буддизму также не чужд научный метод критического анализа. Неоспоримые факты и доказательства являются главенствующими в построении буддийских теорий. Далай-лама пишет: «Авторитет священных текстов в буддизме не может превалировать над пониманием, основанным на рассуждениях и эксперименте. Ведь и сам Будда в одном своем знаменитом высказывании занижает авторитет текстов, содержащих его собственные слова, призывая последователей не признавать их истинность из одного только почтения к нему. Он советует своим ученикам проверять справедливость его слов и учений логическим анализом и собственным опытом, подобно, тому, как ювелир с помощью различных искусных методов исследует подлинность золотого слитка. Таким образом, в отношении обоснованности того, или иного утверждения буддизм придает наибольшее значение опыту, затем рассуждению и в последнюю очередь священному писанию» [Далай-лама, 2018, с. 46]. И, наконец, и у буддизма, и у науки одна цель — поиск истины и приобретение подлинного знания об окружающей реальности. Таким образом, обозначенные выше линии соприкосновения буддийской философии и науки создают хорошие условия для их плодотворного диалога и взаимодействия. Вместе с этим существуют и расхождения буддийской и научной точек зрения. В буддизме помимо физического мира, который изучает наука, существуют и более тонкие уровни реальности, недоступные исследованию физическими методами, какие на настоящий момент имеются в науке. Они связаны с такими понятиями буддийской философии, как посмертное существование сознания, а также карма и перевоплощение. Области тонкого мира, согласно буддизму, способны постигать люди с просветленным сознанием. В буддийской литературе существует множество текстов, описывающих результаты исследований тонкой реальности духовными подвижниками. Эти свидетельства являются знанием, являющимся для буддистов авторитетным источником. Кроме того, для полноценного исследования в буддийской философии применяется метод тройного подтверждения — на основе опыта, умозаключения и свидетельства авторитетного источника. Такой способ познания был обоснован в V в. Дигнагой, а в VII в. — Дхармакирти. Но и в этом случае нет застывшего знания. Далай-лама много раз повторял, что если научный анализ приведет к пониманию несостоятельности тех или иных буддийских утверждений, такие утверждения придется пересмотреть. Не это ли происходит и в науке, когда под натиском новых фактов приходится менять научную парадигму. Ведь и в науке существует масса субъективных моментов, например, когда нечто просто постулируется, чтобы иметь возможность продолжить научный поиск. Но не только уровни тонкой реальности находятся вне пределов строгого научного анализа. Вне этих пределов пока находится, по мнению Далай-ламы, все то, что включает в себя сфера субъективной реальности, — этическая, эстетическая и духовная стороны жизни человека. Далай-лама пишет, что «наука имеет дело исключительно с эмпирическими фактами, но не с метафизикой и этикой, тогда как для буддизма существенным является исследование всех трех областей» [Далай-лама, 2018, с. 60] — объективного мира, мира субъективного опыта и тонкой реальности бытия. Говоря о познании субъективной сферы человека, а также тонкого мира, Далай-лама акцентирует внимание на важную разницу между тем, что «не обнаружено», и тем, что «обнаружено как несуществующее». В теории познания положения об этом разрабатывались в эпистемологии К. Поппера. В буддизме этот вопрос рассматривал тибетский философ XIV в. Цонкапа, проводивший различие между тем, что опровергнуто, и тем, что не доказано. На взгляд Далай-ламы, эта аналогия в теории познания буддизма и науки поможет сблизить научные позиции с буддийскими в тех положениях, которые наука пока не может объяснить, а буддизм уже имеет о них четкое представление. Еще один важный момент, на который обращает внимание Далай-лама, вопрос о том, есть ли в науке место этике? Очевидно, что научные достижения можно использовать как во вред, так и во благо. Также понятно, что развитие науки приводит к формированию в обществе определенного мировоззрения. Доктрина потребления и эгоистичное отношение к природе, по мнению Далай-ламы, стали результатом игнорирования наукой как раз этических проблем. Далай-лама считает, что реалии современного мира таковы, что мировоззрение, основанное на технократическом подходе и существующей научной парадигме, отрицающей духовность, не только изжило себя, но и может привести мир к гибели. Поэтому ученые должны нести ответственность за будущее развитие человечества. Он пишет: «Многие важные научные открытия, и особенно последовавшие за ними технологические инновации, создают новые условия и открывают новые возможности, которые, в свою очередь, ставят перед человечеством новые этические и духовные проблемы. Мы не можем просто так снять с науки и каждого отдельного ученого ответственность за вклад в построение новой реальности» [Далай-лама, 2018, с. 33]. Буддийский лидер считает, что в науке обязательно должно быть место этике. Наука необходима, но вместе с тем необходимо и ее наполнение альтруизмом и состраданием к людям и ко всему окружающему миру. По мнению Далай-ламы, «наилучшей мотивацией, направляющей использование научных открытий, является та, что исходит из единства ума и сердца» [Далай-лама, 2018, с. 33]. Отсюда следует его убеждение, что наука и духовность не должны предвзято относиться друг к другу. В процессе познания мира они должны быть взаимодополнительными величинами, более того, могут обогащать друг друга и служить на пользу человечеству. А потому налаживание регулярного диалога между ними, взаимообогащение знаниями и гипотезами могут продвинуть не только саму науку по пути расширения знаний о Вселенной и человеке, но и способствовать развитию общества нового типа, в котором этика и духовность занимали бы почетное место. Со своей стороны Далай-лама много делает, чтобы диалог между наукой и духовностью, представляемой буддизмом, успешно развивался. Он не только поддерживает деятельность Института «Ум и жизнь», участвует в его конференциях, которых было проведено уже более тридцати, регулярно встречается с учеными различных стран, выпускает книги и дает интервью, где касается вопросов сближения позиций науки и духовности, но и постоянно инициирует новые проекты. Так, в 2018 г. в помощь западным ученым была основана серия трудов на английском языке “Science and Philosophy in the Indian Buddhist Classics” («Наука и философия в индийской буддийской классике»), а Институт тибетской классики (Institute of Tibetan Classics; президент — Туптен Джимпа) инициировал крупный переводческий и издательский проект, целью которого является сделать классические сочинения тибетского буддизма неотъемлемой частью мирового литературного и интеллектуального наследия. В 1998 г. был запущен проект обучения буддийских монахов в западных университетах. Были разработаны пятилетние программы обучения по таким научным дисциплинам, как математика, биология, нейронаука и физика. В известном американском Университете Эмори (Emory University; Атланта, штат Джорджия) уже получили дипломы несколько выпусков студентов-монахов, многие из которых стали преподавать западные научные дисциплины в буддийских монастырях. Под эгидой Далай-ламы были созданы и успешно работают Центр «За этику и ценности, ведущие к трансформации» при Массачусетском технологическом институте (директор — Тензин Приядарши) и Международный институт «Альтруизм в медицине» (основатель — буддийский монах и профессор Барри Керзин), призванные вести этическое просвещение среди широких кругов ученых и не только. Библиотека тибетских трудов и архивов (Дхарамсала, Индия) (директор — геше Лхакдор) на протяжении многих лет осуществляет проект проведения стажировок для западных ученых, студентов и аспирантов, знакомящихся с положениями буддийской философии, а также буддийской практики. В 2018 г. стажировку в Библиотеке тибетских трудов и архивов в Дхарамсале прошла группа студентов философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова[2], а до этого в Библиотеке тибетских трудов и архивов стажировались студенты Калмыцкого и Тувинского университетов. По инициативе Далай-ламы с 2017 г. начался диалог между российскими учеными и буддийскими философами (илл. 1–2). С участием буддийского лидера уже состоялись две встречи в Дели и Дхарамсале (Индия)[3] в рамках программы «Фундаментальное знание: диалоги российских и буддийских ученых», осуществляемой при поддержке фонда «Сохраним Тибет» и лично почетного представителя Его Святейшества Далай-ламы в России, директора Центра тибетской культуры и информации в Москве Тэло Тулку Римпоче. Как отправной пункт для диалога была выбрана уже упомянутая книга Далай-ламы «Вселенная в одном атоме: наука и духовность на служении миру», а основным предметом дискуссии стали вопросы природы сознания. После встреч в Индии в России были подведены итоги состоявшихся диалогов и было решено продолжить начатые исследования уже на новом уровне. В 2019 г. был выдвинут проект создания совместного российско-буддийского исследовательского центра на базе двух конгломератов из семи буддийских монастырей-университетов в южноиндийском штате Карнатака. С российской стороны в этом проекте участвуют Институт мозга человека имени Н. П. Бехтеревой РАН, Институт медико-биологических проблем РАН и МГУ, при поддержке Института радиоэлектроники РАН и отделения физиологии РАН. Известно, что российские физиологическая и нейрофизиологическая школы насчитывают более ста пятидесяти лет и занимают особое место в мире, объединяя технологический и холистический подходы. Как выяснилось в процессе дискуссий, между российскими учеными и буддийскими философами есть много общего во взглядах на проблему изучения такого сложного явления человеческой жизни, как работа сознания. Было решено подготовить группу монахов-исследователей, которые не только помогали бы российским ученым в работе, но и могли бы самостоятельно проводить научную работу. В 2019 г. восемь прошедших специальный отбор монахов были приглашены в Россию для прохождения обучения по курсу «Подход срединного пути в нейронауке» (“Middle Way Approach in Neuroscience”). Студенты-монахи изучали основы строения и функционирования мозга, а также принятые в западной науке методы его изучения, прошли тренинг работы с необходимым оборудованием. А в буддийских монастырях на юге Индии были оборудованы две постоянно действующие лаборатории, где выпускники курса могли бы применять полученные знания. В 2019–2020 гг. российские ученые несколько раз выезжали в Индию для организации лабораторий и запуска процесса исследований. Илл. 1. Далай-лама во время конференции с участием российских ученых. Дели, 2017 г. (фото автора) Илл. 2. Далай-лама встречается с докладчиками конференции (справа — Т. В. Черниговская). Дели, 2017 г. (фото А. Саватеева) В рамках программы изучения измененных состояний сознания на модели различных видов буддийской медитации в течение полутора лет велась соответствующая работа. Были исследованы более ста монахов-практиков, собран большой материал, в настоящее время проходящий обработку и осмысление. Проект рассчитан на многие годы, поэтому исследовательская работа продолжается. Применение результатов подобных исследований ученые видят достаточно широко, например, в сфере психологии, психофизиологии, социальной психологии, когда изучается поведение людей, находящихся долгое время в замкнутых пространствах. Подобные исследования пригодятся в областях, связанных с космическими полетами, работой под водой, в арктических и других экстремальных условиях, в медицине и спорте. Таким образом, научные инициативы Далай-ламы уже стали реалиями развития науки. Не забыта буддийским лидером и сфера образования. По его мнению, современное образование имеет крен в сторону техницизма и уделяет недостаточное внимание гуманитарному обучению, этическим вопросам в нем отводится совсем мало места. Поэтому Далай-лама считает необходимым ввести в школьные и вузовские программы наряду с естественнонаучным обучением и серьезное преподавание этики. Инициатива Далай-ламы уже приносит свои плоды: под его эгидой уже были разработаны соответствующие учебники для школ и вузов. В 2017 г. в Мератхе (Индия) была запущена учебная программа преподавания светской этики в школе; Институт социологии Тата в Индии также стал внедрять ее преподавание (прохождение курса будет зачитываться в диплом). Усилия Далай-ламы по продвижению научных знаний в буддизм и буддийских знаний в науку были отмечены созданием документального фильма «Далай-лама — ученый», премьера которого была приурочена к его 85-летию. В фильме представлен большой материал, показывающий не только путь самого Далай-ламы в науке, но и достижения, которые ему удалось сделать в рамках идеи продвижения духовности в науку. Рассказывая о своем пути в мир современной науки, Далай-лама сказал о себе удивительную фразу: «Сейчас, когда я думаю о себе, мне порой кажется, что буддийский монах я только наполовину. Наполовину я — ученый»[4]. И такая характеристика действительно справедлива. В поздравлении Далай-ламы с 85-летним юбилеем В. П. Андросов отметил, что благодаря его стараниям на протяжении пятидесяти лет произошло мощное включение сокровищ тибетского буддизма в мировую культуру. Добавим, что это поистине исторический феномен, который требует отдельного изучения. Андросов также замечает, что Далай-ламе удалось произвести «необыкновенную трансформацию в сознании сотен миллионов людей, сообщив им о необыкновенных возможностях человеческого ума, если он научится следовать тысячелетним учениям и практикам, сохраненным традициями тибетского буддизма»[5]. С поздравлениями Далай-ламе выступили и другие российские ученые, имевшие возможность соприкоснуться с его необычайной личностью. Глава лаборатории нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биологического факультета МГУ профессор Александр Каплан, участвовавший во встречах с Далай-ламой в рамках программы «Фундаментальное знание: диалог российских и буддийских ученых», а также принимающий активное участие в проекте создания совместного российско-буддийского исследовательского центра в Индии, отметил важную роль буддийского лидера в его собственной научной работе. Благодаря Далай-ламе ученому удалось расширить научный горизонт по проблеме сознания, несмотря на то что он занимается этой проблемой почти пятьдесят лет и, казалось бы, все уже должен знать: «Но я должен вам сказать, что у меня уже сейчас есть результаты своих личных достижений. Я ведь классический нейрофизиолог. Я около 50 лет занимаюсь исследованием мозга человека. И классическая нейрофизиология относительно недавно, всего лишь 20–30 лет назад, стала всерьез заниматься главным предметом своего исследования — сознанием человека. И несмотря на столь короткий срок, уже сейчас становится понятно, что сознание человека — это очень крепкий орешек для исследователя. Можно сказать, что он не по зубам самым современным нейрофизиологическим методам исследования. Что-то здесь сдерживает наши возможности. После уже многого времени, которое я посвятил вашим учениям, буддийским текстам, дискуссиям с монахами, с их учителями прямо в монастырях, я сейчас понимаю, что сознание человека в том виде, в каком оно представляется современной науке, это только часть, может быть, даже маленькая часть, большой системы. Каузальным основанием вот этого сознания, нейрофизиологического сознания, которое мы исследуем, является нечто большее — то, что закладывается еще до проявления языка, до проявления ощущений и восприятия тела, до всего этого. То, что формирует нашу первичную связь с миром. К этому, конечно, есть биологические основания. Но в буддийских текстах, в разговоре с монахами, этот объект — можно сказать, ментальный объект — называют тонким сознанием»[6]. Будем надеяться, что благодаря совместным усилиям ученых и Далай-ламы вместе с высокообразованными монахами-практиками, за которыми стоит вся мощь многовекового буддийского наследия, барьеры, сдерживающие возможности науки, о которых говорит А. Я. Каплан, исчезнут. Поделюсь своими личными воспоминаниями. Впервые мне удалось непосредственно увидеть Далай-ламу в Лехе, столице Ладакха в Индии. Я проходила мимо рынка, где продавались различные украшения, изделия из серебра и другие товары местного производства. Это был большой рынок, организованный под открытым небом, состоящий из множества палаток и торговых рядов. Неожиданно все вдруг пришло в движение: люди, включая торговцев достаточно дорогого товара, резко сдвинулись со своих мест и стремительно побежали в одну сторону, оставив вещи без присмотра. Рынок опустел в считанные минуты. Было странно наблюдать такое движение. После вопроса «что случилось?» стало ясно, что по близлежащей улице проезжает кортеж Далай-ламы, находившегося тогда в Лехе (в Ладакхе находится летняя резиденция, где Далай-лама проводил время во время жары и дождей в Дхарамсале — его обычном месте пребывания). Все, кто мог, высыпали на улицу, создав сплошной людской коридор. Лехцы в поклоне, соединив ладони вместе, с воодушевлением стали приветствовать буддийского лидера. Я увидела, как, сидя в машине, он откликался на всеобщее внимание. Он улыбался как будто улыбкой Будды: чувствовалась исходящая от него теплая волна. Это был посыл любви, спокойствия и внутренней силы, причем, всем людям, не только верующим буддистам. Люди чувствовали это и, повинуясь внутреннему порыву, долго смотрели ему вслед. Спустя некоторое время жизнь вернулась в привычное русло. Подобное поведение людей оказалось для меня неожиданностью. Религиозное чувство по отношению к духовному наставнику действительно бывает очень сильным, но здесь было и нечто другое — эта исходящая от Далай-ламы отеческая любовь ко всем без исключения. Испытав воздействие этой волны на себе, я более отчетливо поняла, почему люди так тянутся к нему. Своим искренним сердечным теплом Далай-лама открывает сердца людей. Известно, что на учения Далай-ламы, регулярно проводимые им во многих уголках мира, собирается по несколько десятков тысяч человек. В мире телекоммуникаций и видеозаписей это настоящий феномен. В Ладакхе мне представилась возможность наблюдать, как проходят такие собрания. Недалеко от Леха была организована огромная площадка, гораздо больше футбольного поля, на которой Далай-лама в течение последних лет регулярно проводил учения по буддийским трактатам. В назначенный день рано утром я отправилась туда, чтобы поучаствовать в этом мероприятии. Нужно сказать, что для местных ладакхцев учения Далай-ламы — совсем не заурядное мероприятие. По духу оно напоминает национальный праздник, ибо многие местные жители отправляются на них всей семьей, одетые в национальные одежды. Было очень интересно наблюдать, как на место учений шли толпой местные жители, некоторые из них приехали издалека. Пожилые и молодые женщины, в национальных костюмах, в украшениях, часто с детьми, тоже в национальных костюмах. Кругом царило приподнятое настроение и атмосфера единения. Люди рассредоточивались по большой территории, занимая три разных сектора: для местных жителей, для монахов и для туристов, которых тоже было немало. Такое деление было связано с языком, на котором транслировались учения. Далай-лама говорил по-тибетски, его без перевода понимали монахи, для местных людей и туристов осуществлялся соответственный перевод, транслировавшийся на определенной частоте по радио, с чем и было связано разделение по зонам. Учения обычно проходят в течение нескольких дней. Иногда нещадно палит солнце, иногда идет дождь и дует сильный ветер, но те внутренние переживания, которые испытывает при этом человек, заставляют его оставаться на месте долгие часы. Лично для меня это был опыт переживания абсолютной свободы, открытости сознания и чувства сопричастности какой-то большой подлинной реальности. Подумалось, что так же, под открытым небом, в обрамлении снежных гор внимали знаниям, передаваемым высоким наставником, подвижники и много веков назад. Наверное, и другие присутствующие на учениях люди испытывали нечто подобное. Далай-лама разбирал и комментировал сложные буддийские тексты, объяснял их значение. Меня все время не покидала мысль, как простые люди, местные жители могли воспринимать и понимать многочасовые разъяснения сложнейших философских текстов. Скорее всего, ответ на этот вопрос таился в переживаниях, которые мог испытать каждый. Чувство сопричастности чему-то великому — очень сильное чувство. Подумалось, что Далай-лама — это уже не просто человек, хотя и наделенный высоким статусом, это некий феномен с удивительной атмосферой, пребывание в которой несет незабываемые переживания для всех, кто бы с ним ни соприкоснулся. Уже позже, когда я участвовала в форумах диалогов Далай-ламы с российскими учеными, я уверилась в этой мысли. Когда-то буддолог А. М. Пятигорский назвал то влияние, которое на него произвел Ю. Н. Рерих, «эффектом Рериха». Без сомнения, существует и «эффект Далай-ламы», который испытывают на себе даже самые далекие от всего, что делает Далай-лама, люди. Нейролингвист Т. В. Черниговская, принимавшая участие в первом российском научном форуме с участием Далай-ламы, характеризовала личность Далай-ламы как «невероятное явление». Она вспоминала, что встреча с ним явилась для нее одним из самых сильных впечатлений ее жизни, «такой удар по сознанию», и что когда Далай-лама, приветствуя, взял ее за руку, она почувствовала «как по руке пошла горячая волна»[7]. Буддолог А. А. Терентьев характеризует Далай-ламу как человека истины: люди верят в то, что он говорит. Академик С. В. Медведев, руководитель проекта создания российско-буддийского исследовательского центра в Индии, отмечает такую черту Далай-ламы, как его открытость к обсуждению любых вопросов, включая сложные научные. Далай-лама, по мнению Медведева, — человек, искренне ценящий науку, обладающий энциклопедическими знаниями, имеет смелость мысли, позволяет изучать с научной точки зрения такие сокровенные явления в буддизме, как посмертная медитация тукдам. О том новом, что открылось ему в ходе дискуссий на форуме с Далай-ламой, С. В. Медведев говорит следующее: «Прежде всего, то, что в буддизме есть своя наука, с совершенно иной методологией. Я слушал доклады буддистов, и у меня рождалось понимание того, что если их переформулировать на языке западной науки, то во многом наше понимание мира совпадает. …Наряду с официальной частью, было несколько неформальных встреч с Его Святейшеством. Они поражали глубиной его высказываний и кардинальным отличием их от ожидаемых от религиозного деятеля. Его слова: “Если я вижу расхождение между догмой буддизма и научным открытием, я считаю, что нужно менять догму”. Или такое: “Одно значение имеет, когда мы утверждаем что-то с позиций размышлений, и совсем другое значение это имеет, если получено на основе научных исследований'”. Таких высказываний было много. Еще больше их в его книге “Вселенная в одном атоме”»[8]. Российские ученые вынесли высокую оценку усилиям Далай-ламы на поприще развития науки. Они отмечают, что он много сделал, для того чтобы ограничения, мешающие ученым выработать новую парадигму знаний, были сняты. Также нужно признать, что «эффект Далай-ламы» простирается гораздо шире самой науки, он носит, как сказала Т. В. Черниговская, цивилизационное значение, то есть оказывает влияние на общественное сознание, на те процессы, от которых зависит наше общее будущее. Литература / References Андросов В. П. Основоположник Махаяны Нагарджуна и его труды. Том 1. Буддизм Нагарджуны. М., 2018 [Androsov V. P. The Founder of Mahayana Nagarjuna and His Works. Vol. 1. Nagarjuna’s Buddhism. Moscow, 2018 (in Russian)]. Далай-лама. Вселенная в одном атоме. Наука и духовность на службе миру. 2-е изд. М., 2018 [Dalai Lama. The Universe in a Single Atom. How Science and Spirituality Can Serve Our World. 2nd ed. Moscow, 2018 (in Russian)]. Электронные ресурсы / Electronic sources Андросов В. К 85-летию Далай-ламы. Сохраним Тибет! URL: http://savetibet.ru/dalai-lama/85.php (дата обращения 21.09.2020). В Дхарамсале начался диалог между российскими и буддийскими учеными «Понимание мира». Сохраним Тибет! URL: http://savetibet.ru/2018/05/05/dalai_lama.html (дата обращения 21.09.2020). Далай-лама и российские ученые. Диалоги о природе сознания. Сессия 1. Сохраним Тибет! URL: http://savetibet.ru/2017/10/31/dalai-lama-14.html (дата обращения 21.09.2020). Каплан А. Поздравление Далай-ламе с 85-летием. Сохраним Тибет! URL: http://savetibet.ru/2020/07/06/alexander-kaplan.html (дата обращения 21.09.2020). Круглый стол в Институте философии. Буддизм и наука. Сохраним Тибет! URL: http://savetibet.ru/2017/11/01/buddhism-and-science.html (дата обращения 21.09.2020). Премьера документального фильма «Далай-лама — ученый». Сохраним Тибет! URL: http://savetibet.ru/dalai-lama/85.php (дата обращения 21.09.2020). Российские физиологи учатся у монахов управлять мозгом. Сохраним Тибет! URL: http://savetibet.ru/2020/09/13/buddhism-and-science.html (дата обращения 21.09.2020). Студенты и аспиранты философского факультета МГУ прошли стажировку в Библиотеке тибетских трудов и архивов. Сохраним Тибет! URL: http://savetibet.ru/2018/08/28/ltwa.html (дата обращения 21.09.2020).
|