Аннотация
|
В статье исследуется фактор становления Региона Курдистан как автономного субъекта в составе Ирака в форме протогосударственности. Автор определяет протогосударственность в качестве последнего этапа формирования территориальной, либо национальной государственной идентичности. В статье даются основные характеристики специфики политического развития Региона Курдистан, анализируются последствия проведенного здесь в сентябре 2017 г. референдума о независимости, не признанного мировым сообществом. В статье затронута историческая ретроспектива курдской протогосударственности начиная с княжеств Бабан и Соран (первая половина XIX в.). Указывается, что несмотря на длительный путь национально-освободительной борьбы курдов Ирака, ныне существующий в форме автономии Регион Курдистан прошел период от формальной квазигосударственности в результате создания бесполетной зоны на севере Ирака в 1991 г. и суверенизации курдского региона («Свободный Курдистан») вплоть до закрепления в иракской конституции своего автономного статуса. В статье отмечается наличие противоречий между курдскими элитами Иракского Курдистана на фоне важной роли патронажно-клиентских отношений в политической структуре региона. Многие противоречия между Багдадом и Эрбилем, в том числе и в части трактовки положений иракской конституции по спорным территориям, отодвигают перспективы достижения полной независимости, чему также способствует и резко отрицательная позиция всех соседних стран — в первую очередь Турции, Ирана в отношении подобного гипотетически независимого государства. В статье анализируется феноменология прото- и квазигосударственных образований и делается вывод, что Регион Курдистан в составе Ирака не является квазигосударством, но несет в себе черты протогосударственности.
|