Статьи

БОГ ВЕЛИКИЙ (ntr aA) И БОГ ПРЕКРАСНЫЙ (ntr nfr) — ДВА ОБРАЗА БОЖЕСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ ЕГИПЕТСКОГО ЦАРЯ.

Аннотация

Авторы
Журнал
Раздел ЕГИПТОЛОГИЯ
Страницы 46 - 58
Аннотация Статья посвящена исследованию божественной природы царей Египта эпохи Древнего царства (IV–VI династии, сер. III тыс. до н. э.), которая выражалась в понятиях Бог Великий (nTr aA) и Бог Прекрасный (nTr nfr). Эти эпитеты рассматриваются главным образом в текстах тех памятников, где они употреблены вместе и связаны с именем царя. Особый акцент делается на их смысловой связи в надписях, которые сопровождают изобразительные ритуальные композиции синайских рельефов из Вади Магара царей Ниусерра (Sinai 10) и Пепи I (Sinai 16). Изучение этих памятников включается в контекст других изобразительных и письменных источников, прежде всего — «Текстов пирамид». Такой методологический подход позволил сделать вывод о том, что эпитеты nTr aA и nTr nfr входят в категорию понятий качественного состояния, не являются антитезой и дополняют друг друга, когда они встречаются на одном и том же царском памятнике. Фраза nTr aA подчеркивает особую силу личности царя в его качестве ритуального бога в функции Хора-воителя, держателя мирового порядка — Маат. Эпитет nTr nfr, часто сопровождающий в рассматриваемый период имя здравствующего фараона, относится к эпифаническому, совершенному его образу как воплощению Хора на земле. Эти эпитеты, как и ряд других имен и титулов царя, в том числе «сын Ра», отражают не столько иерархическую последовательность, сколько выявляют представления о собирательном образе сакральной сущности царя с акцентом на ее разных аспектах в традиционной для Египта мифоритуальной системе.
Ключевые слова
Получено 12.11.2022
Дата публикации
Скачать JATS